Господский дом усадебно-промышленного комплекса Баташевых-Шепелевых

1767

Господский дом Баташевых-Шепелевых. Выкса

Дом основателей выксунских заводов Ивана и Андрея Баташевых был построен на месте сгоревших от удара молнии (1767 г.) временных деревянных покоев  в промежутке между 1774 и 1778 годами (по другой версии 1765—1770 гг.). План Генерального межевания земель в Ардатовском уезде Нижегородской губернии показывает, что в 1778 году дом был уже выстроен окончательно.

«Главный усадебный дом» в Выксе является ярким примером дворцово-усадебной архитектуры XVIII в. и доминантным сооружением усадебно-промышленного комплекса. Объект культурного наследию.

Господский дом Баташевых-Шепелевых. Выкса
Господский дом Баташевых-Шепелевых. Выкса

История памятника

Создателем дома, по некоторым данным, был архитектор М. П.  Кисельников.

Главным (южным) фасадом здание ориентировано на Верхний завод, а с западной стороны под углом 90 градусов к нему примыкает заводская контора, образуя тем самым просторную площадь.

Дворовый (северный) фасад, с пристроенными к нему симметричными крыльями образует П-образный курдонер, переходящий в парк.

В 1783 году после раздела имущества между братьями, дом отходит Ивану Баташеву и основной объем достраивается третьим этажом.

Единственная наследница Ивана, его внучка Дарья в 1811 году выходит замуж за Дмитрия Дмитриевича Шепелева. Для них к зданию с западной стороны сделан угловой пристрой в три этажа с отдельным входом с лестничной клеткой на первом этаже.

Родив четырех детей,  в 1818 году Дарья умирает. После смерти её деда Ивана Родионовича в 1821 году,  заводы и имения перешли его внукам под опекунским управлением Д. Д. Шепелева. Главный усадебный дом в народе получает название «Господский дом Баташевых-Шепелевых».

В  1830-х годах  Главный усадебный дом представлял собой трехэтажное П-образное в плане здание. На первом этаже располагалась кухня, людские и различные подсобные помещения, а второй и третий этажи занимали залы, спальные комнаты и кабинеты хозяев, а также их родственников и гостей. Входы на южном (главном) и северном (дворовом) фасадах оформляли портики с колоннами тосканского ордера, поддерживающие балконы, служившие также навесами над входами. С восточной стороны к восточному флигелю здания примыкала длинная двухъярусная галерея (оранжерея). Северный фасад оформлял две деревянные галереи, имевшие сходы вниз. Еще одна деревянная галерея примыкала к восточному фасаду главного здания и правому флигелю.

В 1840-е годы Иван Дмитриевич Шепелев пристроил  к северному фасаду восточного флигеля главного дома новый флигель, который впоследствии стали называть «турецким» из-за необычной фигурной кровли.

В 1845—46 годах владельцы усадьбы начали испытывать финансовые трудности, дом и заводы перешли под опеку графа И.П. Кутайсова, мужа Елизаветы Дмитриевны Шепелевой, и полковника А.В. Сухово-Кобылина.

На уход за домом тратилось минимум средств. Галереи были разобраны, оранжереи пришли в запустение.

В 1865 году имение перешло в «Товарищество Выксунских горных заводов», которое находилось в Лондоне. Дом в таких условиях продолжал разрушаться. В это время была частично разобрана из-за ветхости оранжерея.

В 1881 прорывает плотину Верхне-Выксунского пруда и затапливает все село. Главный усадебный дом не пострадал, хотя это повлияло на сохранность конструкций.

Затем управление переходит Антону Ивановичу Лессингу. Дом был заново оштукатурен, но лишился портиков с колоннадами на главном и дворовом фасадах, оформлявших при Шепелевых входы в здание. Вместо одного из них — на главном фасаде — был сделан металлический козырек-навес. Вход со стороны двора стал также защищать трехскатный навес. Расположенные непосредственно над входом три окна второго этажа были оформлены ажурным балконом.

В 1949 году были снесены все оставшиеся деревянные галереи, а вместо одной из них под односкатной крышей на углу между восточным флигелем и южным фасадом «турецкого» флигеля был возведен новый двухэтажный кирпичный объем.

В 1974 году Главный усадебный дом Баташевых был признан памятником культуры, охранная документация (паспорт на объект культурного наследия) составлена московским архитектором А. В. Косициным.

В 1989 году, когда в доме уже располагался музей, была проведена частичная реставрация: восстановлены все комнаты второго этажа вплоть до лепного декора. Затем реставрационные работы были заменены ремонтными. Кое-где ради воплощения будущих идей в жертву был принесен внешний вид дома. Так, было заложено четвертое от западного угла окно второго этажа на южном (главном) фасаде.

В 2006 году была проведена полная реставрация здания, включая инженерные системы и несущие конструкции. Работы были завершены в 2011 году. Следующая очередь работ была направлена на воссоздание интерьеров и музейных экспозиций. После реставрации в доме было открыто 45 новых залов и помещений.

В ходе работ реставраторами было обнаружено гениальное решение инженерной мысли XVIII века – подземные технические ходы, которые проходят под площадью от территории Верхне-Выксунского завода. Так функционировала новейшая для того времени система отопления: нагретый воздух от заводских печей поступал по этим каналам в дом.

На сегодняшний день, объем и прилегающая территория «Главного усадебного дома» сохранены в габаритах конца XIX века.

Автор текста: культуролог Марина Вяткина

Поделиться:

Еще дома на карте